beliy_YAR (beliyyar) wrote,
beliy_YAR
beliyyar

Categories:

Нужны ли в Литве автоюристы?

В июне-июле мне как-то "повезло" со страховыми случаями.
Произошло два страховых события, разных.

Первый случай - это ДТП.
Ситуация довольно типичная - догнали сзади на перекрестке.



Светофор был отключен из-за ремонта, при подъезде к перекрестку один чувак довольно борзо вылез, делая левый поворот с второстепенной на главную, из-за чего пришлось резко тормозить. Ну как резко — резина не свистела, АБС не вмешивался. Девушка на Тойоте сзади не среагировала или не держала достаточную дистанцию - и вот результат.
Сначала легкий шок и плюс все торопились, а на следующий день было запланировано ехать в Калининград. И мы чуть не доупстили первую ошибку - забили на составление европротокола на месте, договорившись встретиться на следующей неделе. Плюс языковой барьер в стрессовой ситуации (но через 5-7 минут приехал отец девушки и барьер снялся :) ) От печальных последствий спасла... дождевая вода.
Дело в том, что при ударе произошло подмятие полости для запаски в багажнике и появилась небольшая трещинка внизу. А в этой полости обычно некоторое кол-во дождевой воды скапливается и вот она закапала на асфальт. Я испугался, подумав, что бак пробили и тут же по телефону договорился со знакомым мастером загнать машину на подъемник проверить герметичность бака. Хотя я потрогал эту жидкость и рука не воняла соляркой - я тогда сразу вспомнил про эту воду из багажника, но насчет подъемника уже договорился, так что мы встретились с мастером. Ну он естественно стал расспрашивать, что и как. Спросил, составили ли европротокол. Говорю - нет, типа договорились отложить, обменялись телефонами. Он - ну ты идиот! Во-первых, вина второй стороны очевидна и вопрос можно было бы закрыть за 20 минут на месте (полиция в таких легких ДТП не требуется), а потом иди-свищи его. Во-вторых, на поврежденной машине ехать в Россию БЕЗ протокола, really? Вас может и впустят, но при выезде с вероятностью 99% докопаются - попросят показать документы о ДТП. Документов о ДТП нет (ни российских, ни литовских), вывод - скрылись с места ДТП в России, зависание на границе гарантировано. Это он нас спас от второй ошибки. Короче говоря, спасибо доброму человеку, он взял инициативу в свои руки, вызвонил вторую сторону ДТП, договорился съехаться в этот же день и составить протокол с признанием вины.
Далее я сфоткал европротокол и обратился в обе страховые (свою - ERGO и виновника - Lietuvos Draudimas) через интернет-формы сайтов страховых фирм. Через пару дней со мной связался эксперт по урегулированию убытков из СК виновной стороны, назвал номер дела, попросил обрисовать как все было. Причем удивительное дело, логично такие вопросы задавать водителю, а не мне (я владелец машины и страхователь, но пассажир во всей этой истории), но он не видел в этом проблемы. Он мне по e-mail прислал список СТО для экспертизы повреждений, я записался в ту, где была ближайшая по времени возможность.
Из моей страховой тоже позвонили на день позже, но только уточнили, нет ли у меня каско (у меня нет) и что они не при делах и я должен урегулировать вопрос со СК виновника.
В назначенный день машину осмотрели, сфоткали, попросили заполнить заявку для страховой (вернее, они ее сами заполнили, надо было только своей рукой описать обстоятельства ДТП, причем на русском языке их устраивало), забрали европротокол. Через 10 рабочих дней (такой срок обозначили в СК) я позвонил эксперту, он удивился, почему со мной еще не связались.
На следующий день я получил выплату. От дня ДТП до получения денег на счет прошло три недели. Сумма вполне достаточная для оплаты ремонта в простом СТО.

Еще и на покрытие морального ущерба осталось. Никакого торга со страховой даже и близко не потребовалось.
По этой причине в Литве нет такого понятия как автоюристы. Конечно, споры всё же бывают, но не больше, чем по каким-то другим вопросам, поэтому и нет этого безумного конвеера "автодел" - споров автовладельцев со страховыми по поводу суммы выплат.

Второй случай произшел буквально через несколько дней после хэппи-энда с машиной. Но на этот раз с квартирой.
Из-за перепланировки на кухне "усложненная" разводка труб водоснабжения и канализации, из-за чего периодически слив забивается. Но в этот раз еще и протечка произошла, которую не сразу обнаружили, т.к. у нас вся вода уходила под пол. В итоге для устранения неисправности пришлось вырезать кусок пола (ламината) в кухне и в детской комнате.
И плюс залили соседку снизу

Я подал заявку о страховом событии через интернет-банк, страховая Swedbank Insurance. На следующий день мне присвоили номер кейса (он разделен на два - ущерб мне и третьим лицам) и еще днем позже назначили эксперта для оценки ущерба. Он позвонил, мы согласовали осмотр, причем (как_такое_возможно!) в удобное мне нерабочее время! Он пришел, посмотрел, пофоткал, спросил когда был последний ремонт (на этом базируется расчет амортизации), тут же чё-то там заполнил и посчитал и сразу назвал сумму. Сумма считается так: ущерб минус амортизация минус франшиза. Причем сумму амортизации могут доплатить, если в разумное время сделать ремонт (заменить пол) и прислать им фотоотчет, это примерно треть от суммы ущерба. Соседке тоже назначили компенсацию (мне прислали отчет, для информации).
В итоге, от страхового события до получения выплаты прошла неделя и мне ни разу никуда не понадобилось идти/ехать - все общение по e-mail и по телефону. Но сумма достаточна только на покрытие затрат по вызову сантехников и максимум на легкий косметический ремонт.

Вывод простой. Ущерб на небольшие суммы урегулируется относительно быстро и без нервотрепки.

Стоимость страховок.

Обязательная на машину в этом году - 101,5 евро (за год), допуск неограниченного круга водителей со стажом от нуля (т.е. это максимальный тариф). Опель 13 лет, 120 л.с, рыночная стоимость около 2000 евро. Каско не беру, но по расчетам брокера от 240 до 400 евро в год в зависимости от пакета рисков, машины до 15 летнего возраста принимают на страхование. Как видно, старую машину страховать по каско дорого. На новые машины расчетный тариф хорошего пакета 4-5% от рыночной стоимости для нормальных машин и до 8% для угоняемых и понторезных марок/моделей.

Стомость квартирной страховки по трем рискам (конструктив, имущество, ответственность перед третьими лицами) - 7 евро/мес. Рыночная стоимость квартиры около 55 тыс. евро.

Tags: Литва, деньги, страхование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment